На Камчатке обсудили важность господдержки и межрегиональной кооперации для развития туризма

22 февраля 2024

Условия, необходимые для поддержания и повышения турпотока в дальневосточном направлении, а также тренды ближайших лет назвали участники деловой сессии «Туризм в России: адженда» на площадке Форума устойчивого развития туризма «Путешествуй!».

Несмотря на хорошую динамику роста турпотока в направлении дальневосточных территорий, 2023 год крупных туроператоров не стал успешнее 2022-го, отметил Александр Сирченко, вице-президент АТОР, заместитель генерального директора туроператора FUN&SUN. Из-за смены условий господдержки, компания практически свернула свои чартерные программы в субъекты ДФО, продолжая полёты лишь в Бурятию. Кроме того, привлекательность туров на Дальний Восток снижается на фоне роста их стоимости.

«Чтобы сформировать сейчас туры на блоках мест, мы вынуждены сокращать турпродукт, доводя его длительность до 3-4 дней. Причём, когда мы запускали первые чартеры на Сахалин, недельный тур туда начинался от 40 000 рублей и в него был включён полностью перелёт и проживание в течение 7 дней плюс 2-3 экскурсии. Сейчас подобный тур будет стоить порядка 100 000 рублей. Поэтому приходится разбивать этот турпродукт на более короткий», - рассказал Александр Сирченко.

Информацию о подорожании отдыха на Дальнем Востоке и на Камчатке подтвердила и Елена Лассаль, председатель Ассоциации туриндустрии Камчатки. Она привела данные опроса местных туроператоров, согласно которым по стоимости тур-пакеты в 2023 году распределись следующим образом: 51,9% - туры стоимостью от 100 до 200 тыс. рублей, 25,9% - туры стоимостью от 200 тыс. рублей, и 22,2% предложений имели границу до 100 тыс. рублей. Исправить ситуацию могли мы меры поддержки, уверен Александр Сирченко:

«В первую очередь необходимо субсидирование чартерных направлений, которое было осуществлено в соответствии с нормативно-правовой базы, принятой Правительством Российской Федерации. Возможно сам механизм субсидирования чартера должен носить более целевой характер, особенно в части дальневосточных регионов. Второе: бизнес ставит вопрос о продолжении такой меры поддержки, как льгота по уплате взносов в фонды персональной ответственности туроператоров. Если эта льгота будет отменена, крупные туроператоры должны заморозить в фондах персональной ответственности не просто десятки миллионов, а сотни миллионов рублей, и это будет очередной удар по наиболее успешным крупным туроператорам».

В условиях, когда турист тщательно подсчитывает свои расходы, особенно планируя длительную поездку на Дальний Восток, региональным туроператорам и властям необходимо усилить кооперацию, чтобы предложить максимум турпродукта на территории, которая отличается большими расстояниями между «точками интереса», отметила заместитель министра экономического развития Амурской области Екатерина Киреева. Примером может служить уже действующий формат сотрудничества по проекту «БАМ туристический».

«Это проект, в котором работают пять дальневосточных регионов: Амурская область, Хабаровский край, Республика Саха(Якутия), Забайкальский край, Республика Бурятия. Также к нам сейчас присоединяется Иркутская область, как точка западного БАМа. В зоне БАМа есть очень много интересных мест, которые можно предложить к посещению в рамках таких экспедиционных маршрутов», - поделилась Екатерина Киреева.

Подобный подход возможен и даже необходим при организации морских путешествий, уверен Валерий Нагорный, генеральный директор Морского терминала Владивостока. Опорной точкой здесь может стать паромное сообщение Южная Корея —Владивосток. Сейчас еженедельно отправляется два парома, один может взять на борт 400 пассажиров, другой 500. Особой популярностью эти поездки пользуются у россиян, но в ближайшей перспективе этими линиями могут воспользоваться и южнокорейские туристы, которые активно посещали Дальний Восток до пандемии. Кроме того, ведутся переговоры с китайскими круизными компаниями.

«Важно сказать, что мы рассматриваем, что этот морской коридор с учётом достаточного количества авиарейсов, соединяющих Владивосток, Южно-Сахалинск, Петропавловск-Камчатский и Хабаровск, это безусловно, тот потенциал, который мы можем использовать совместно с туроператорами в этих регионах, поэтому мы открыты к взаимодействию и собственно формированию соответствующих турпродуктов», — подчеркнул Валерий Нагорный.

Основным трендом на ближайшие годы по мнению практически всех участников сессии должна стать работа с китайскими туристами. Однако, необходимо четко осознавать, что требования китайских туристов, которые могут позволить себе дальние путешествия, разительно отличаются от запросов граждан КНР, практикующих поездки в приграничные районы.

«Китайский турист из городов первого-второго уровня, это тот, который нам и нужен, который не в серой зоне, который готов много тратить, так вот он — супервзыскательный. Я бы отдельно ещё выделила кадровую проблему, характерную и для всего Дальнего Востока, и для Камчатки особенно. Инфраструктурные объекты появляются, в декабре откроется новый аэропорт, строятся гостиницы, но всё это обречено на провал, если на месте встретят люди, которые не умеют улыбаться, которые не понимают, каким образом компенсировать пресловутый джетлаг, которые не могут обеспечить должный уровень безопасности», — отметила модератор сессии, директор департамента экспедиций и туризма РГО, доцент Высшей школы экономики Наталья Белякова.

Модератор сессии подчеркнула, что Камчатка обладает прекрасным имиджем, но репутация места появляется тогда, когда этот имидж накладывается на реальное впечатление человека, который инвестировал сюда деньги и своё время. Поэтому кадровый вопрос, подготовка специалистов — бесконечно важны, чтобы и принимающая сторона в части человеческого фактора соответствовали главному —невероятной камчатской природе.

Форум устойчивого развития туризма «Путешествуй!» проходит по инициативе Правительства Камчатского края при поддержке Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики и Фонда Росконгресс, а также Торгово-промышленной палаты Камчатского края. Партнерами Форума выступают Российский Союз Туриндустрии, информационные партнеры мероприятия - ИА «Восток России» и ИА «ФедералПресс». Форум традиционно является центральным деловым событием Зимнего фестиваля «Берингия – 2024». Он имеет статус официальной зимней площадки Российского туристического форума «Путешествуй!».